Проповедь 2-ая Неделя Великого Поста

Слово в Неделю 2-ю Великого Поста.

      Нынешний воскресный день именуется 2-й Неделей Великого поста, он так же называется Неделей светотворных постов. Святая Церковь дает этому дню такое интересное название. Мы вспоминаем сегодня святителя Григория, архиепископа Фессалонитского, который в своих трудах и наставлениях учил о нетварном, Фаворском Божественном свете.

 Именно молитва, воздержание, покаяние способствуют осознанию человеком того высокого предназначения, которое имеет каждый человек. И предназначение это — стяжание спасения. Созидая свое спасение, человек становится причастником Божественного света уже здесь, на земле. Он озаряется, просвещается, одухотворяется этим нетварным светом. Подтверждение этому мы видим на примере всех святых, в вере и благочестии подвизавшихся. И пост помогает всякому человеку быть причастником этого Божественного света, того самого света, которым озарился Господь во время Своего Преображения на вершине горы Фавор.

Когда мы говорим о Божественном свете и о возможности быть его причастником, это не означает, что благодать Божия, а, значит, в конечном счете, и свет Фаворский, подается только величайшим подвижникам за определенные заслуги. Нет. Каждому человеку Господь подает Свою благодать, но в меру способности каждого принимать ее. Прежде, чем входить в высокие области духовной жизни, человек должен начать с самого главного — с осознания своей греховности и недостоинства перед Богом, своих немощей и слабостей; с осознания того, что без Бога он не может ничего. Вот с чего надо начинать свою духовную жизнь: с осознания, что я самый грешный и недостойный перед Богом. Так начинали (да этим и заканчивали свою земную жизнь) все святые подвижники веры и благочестия.

Нам же надо пройти долгий и трудный путь духовного становления. И при этом нужно помнить и знать, что для человека, живущего в миру, в первую очередь, необходимо хранить себя не оскверненным от мира, в котором он живет, потому что без этого все благочестивые усилия и порывы тщетны. И если бы каждый из нас полагал все свои силы на это, можно было бы сказать, что то, о чем учил и проповедовал святитель Григорий, возможно и для нас, живущих в миру людей; и мы так же способны озариться, просветиться, одухотвориться этим благодатным небесным светом. 

Посмотрите, как это перекликается с жизнью христиан первых веков. Вспомним древний Халкидон. Бушует моровая язва. Язычники своих родных и близких, и заболевших, и умерших, выносят на улицу, т. к. боятся любого соприкосновения с ними. А христиане ходят по улицам города, подбирают трупы и хоронят, забирают больных и ухаживают за ними. Язычники поражались этому мужеству, бесстрашию и человеколюбию и говорили с восхищением: «Как они живут! Откуда в них столько любви?»… Каждый из нас должен задавать себе вопрос: «А христианин ли я? Живет ли в моем сердце Христос?»

      Да, истинная христианская жизнь не проста и требует проявления нашей настойчивости, непреклонной энергии и воли. Все должно быть собрано в один кулак: наша вера, наша любовь, наша воля, направленная на искоренение в себе зла и приобщение к свету. И как перекликается с этим евангельское чтение, предложенное нам за нынешним богослужением. Расслабленного человека исцелил Христос. Но как это произошло? Этот больной имел четырех друзей, которые узнали о том, что Иисус Христос, совершающий великие чудеса, пришел в их город. Они верили, что Иисус может исцелить их друга, и поэтому, взяв расслабленного на носилки, пошли к тому дому, где находился Господь. Но войти в тот дом они не смогли из-за множества народа, находившегося в нем. Но посмотрите, какая настойчивость была у этих людей! Они залезли на крышу дома, подняли туда носилки, разобрали часть крыши и в отверстие опустили к ногам Христа больного друга. И по вере этих людей, видя их настойчивость, Спаситель исцеляет их друга. Да, все мы, братья и сестры, должны проявлять упорство и настойчивость в достижении положительных результатов в деле своего духовного роста. Не стояние на месте, не откатывание назад, а продвижение вперед, хоть на немного, хоть на чуть-чуть.

Мы живем по принципу «потратить некоторое время на Христа». Но Бог согласится только на то, чтобы вся наша жизнь была дорогой к Нему. Это не значит, что нужно отказаться от личной и профессиональной жизни. Это значит, что Христос должен быть допущен нами в самую сердцевину нашего существования, туда, где Его сейчас чаще всего нет. Где уже очень давно находимся только мы сами, наше расслабленное «я».

Прошло уже более недели с тех пор, как мы прочли канон Андрея Критского. Там есть слова, на которые мы должны обратить внимание. «Душа, – говорит преподобный Андрей, – ты была ласкосердствующей». «Ласкосердствующей» – значит, излишне мягкой и нежной, слишком сюсюкающей с самой собой. Нам очень свойственно нежить себя, убаюкивать, относиться со снисхождением к собственным – не к чужим, конечно! – немощам и грешкам. Мы потягиваемся, и зеваем, и откладываем прополку нашего огорода на потом. Но вот оно пришло, это «потом». Наступил Великий пост, и когда еще, как не теперь, приниматься за дело.

Пост – время нашего усилия. Мы трудимся, стараемся что-то сделать, как-то ограничить свои капризные внутренние запросы. Мы стремимся к Богу, чтобы Он коснулся нас Своей благодатью, как некогда коснулся расслабленного.

В Евангелии Христос, отпустив грехи расслабленному и исцелив его от болезни, сказал: Се здрав бысть, к тому не согрешай, да не горше ти что будет, то есть, чтобы не было ему еще хуже прежнего.  Отпустив грехи расслабленному, Он тем самым исцеляет его душу. Обратим внимание, что Господь называет расслабленного чадо, этим усыновляя Небесному Отцу, связывая его с безгрешным Богом. Господь показал, что грехи служат причиной болезни, и потому нужно прежде всего из души удалять причину болезни — грех, тогда прекращается и болезнь, то есть гибельное воздействие на тело последствий греха. 

Будем просить у Господа помощи в нашем намерении и в дальнейшем противиться греху, так как победить грех можно только продолжительною борьбою с ним, постоянным противлением ему. Укореним в себе доброе намерение — борьбы с грехом — через чтение Святаго Писания, пост, молитву, посещение храма Божия.

Строгое предупреждение звучит в сегодняшнем апостольском чтении.Сколь многим рискует человек, пренебрегая своим спасением?! Сколь много таких христиан, вера которых постепенно становится прохладной, и которых житейские потоки уносят от Христа изо дня в день все дальше. Вот оттого мы и прибегаем постоянно к помощи Святого Духа, посланного нам Господом, которого и призываем помогать нам в нашей немощи и нашем маловерии: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.